В Росатоме и Минприроды рассказали об усилении экомониторинга Северного морского пути
Россия усиливает экологический мониторинг Арктики. Создание системы экоконтроля в акватории Северного морского пути (СМП) по поручению правительства уже прорабатывает Минприроды совместно с Росгидрометом и Росатомом.
Экомониторинг будет включать в себя развитие государственной наблюдательной сети и создание информационной системы для сбора, хранения, анализа и распространения информации о состоянии и загрязнении окружающей среды в акватории СМП. Разработку концепции и программ, а также ее финансово-экономическое обоснование планируется завершить до апреля 2023-го.
Сейчас экологические исследования Севморпути уже реализует Росатом в рамках проекта с Центром морских исследований МГУ запущенного в 2021 году. Исследования были проведены на 50 комплексных станциях на всей протяженности СМП. Над проектом работали 60 человек и 15 организаций из разных стран. За два с половиной месяца полевых исследований судами было пройдено 5000 морских миль.
Результаты анализа будут абсолютно открыты и доступны любому ученому в мире. Следующий шаг — сделать такие исследования постоянными и сформировать на их основе систему государственного экологического мониторинга СМП.
ГК «Росатом» как инфраструктурный оператор СМП рассматривает устойчивое развитие Арктического региона в качестве одной из главных задач. Если посмотреть на динамику развития арктических проектов, в первую очередь обращает на себя внимание значительный рост грузопотока по СМП.
Проведение мониторинга позволит точнее определить возможные виды человеческой деятельности в Арктике, покажет последствия от них и подскажет способы компенсации. Для бизнеса в этом регионе прежде всего важны своевременность и безопасность транспортных операций.
Экологический мониторинг позволит прогнозировать изменения окружающей среды и тем самым корректировать при необходимости маршруты следования судов, делая их более быстрыми и безопасными.
Потенциально логистические издержки компаний можно снизить на 15% за счет улучшения качества ледовых прогнозов — только на ледокольном сопровождении судовладельцы могут сэкономить более 1 млрд рублей в год, оценивали аналитики.