В День рождения авиации участники экспедиции "Чистая Арктика - Восток-77" обсудили перспективы беспилотников в Арктике
Исследование проводит научный коллектив сотрудников и студентов РУТ-МИИТ во взаимодействии с цифровым штабом экспедиции.
«17 декабря исполнилось 120 лет со дня первого полета человека на устройстве с возможностями планирования (самолете). Этот полет 17 декабря совершили конструкторы братья Райт. И мы с участниками экспедиции решили в этот день подвести первые итоги наблюдений и испытаний беспилотной техники в экспедиции, а также обобщить опыт применения дронов в регионах российского Севера и Дальнего Востока за последние пять лет,» — сообщила координатор исследования к. экон. н. Елена Парфенова.
Вопрос применения беспилотной авиации в Арктике является очень непростым. с 2023 года введен ряд ограничений на полеты, но и до ограничений никакого взрывного роста применения беспилотников на Севере не происходило.
«Строгая регламентация полетов в приграничной зоне и вблизи объектов критической инфраструктуры, как ни странно не усложнила, а упорядочила возможности применения дронов, — рассказала начальник группы испытаний техники экспедиции Татьяна Зикункова, — А проблема использования кроется в отсутствии надежной наземной инфраструктуры для обеспечения навигации.»
Участники встречи обсудили возможные перспективы развития почтовой доставки в ЯНАО и Саха (Якутии) с помощью беспилотной техники.
«В этих двух регионах и еще на Таймыре есть критическая необходимость создать регулярное беспилотное почтовое сообщение на некоторых маршрутах. Но пока «хромает» техническое и программное обеспечение, —рассказал начальник цифрового штаба экспедиции эксперт Государственной Думы Андрей Иголкин, — 22 января на Таймыре мы проведем круглый стол «Перспективы использования беспилотной техники для доставки грузов в Арктике», на который будут приглашены представители компаний-производителей БПЛА, а также навигационных систем и ПО.»
По мнению участников встречи, должны быть сформированы и законодательно закреплены на региональном уровне конкретные маршруты, для которых использование беспилотных средств авиадоставки перспективно и развивать эти конкретные маршруты. По мнению, исследователей, на Ямале таких маршрутов — не больше пяти, в Якутии — в пределах двух десятков, а на Таймыре, такая доставка и вовсе может быть перспективна на двух-трех маршрутах.
22 января участники экспедиции встретятся с поставщиками беспилотной техники и средств навигации для нее, чтобы обсудить структуру доклада «Перспективы применения беспилотной авиации для срочной грузовой логистики на Севере, в Сибири и на Дальнем Востоке», который будет представлен по окончании экспедиции в РАН и профильные федеральные структуры.