освоение территорий

ИСТОРИЯ АРКТИКИ
33—35 тыс. лет назад в связи с глобальным потеплением территория на севере Евразии стала пригодной для жизни. В Арктике появились первые люди. Дальнейшие вехи в расселении людей по Арктике также были связаны с различными климатическими эпохами — потеплениями или ледниковыми периодами, которые вынуждали людей уходить с нажитых мест и искать новые. По этой же причине 11—16 тыс. лет назад люди перешли так называемый Берингийский мост и начали заселять Аляску и Юкон.
Осваивая земли Арктики, древние люди в первую очередь занимали две области: бассейны Печоры в Восточной Европе и бассейн Лены в Северной Азии. Затем они пришли в Западную Сибирь и Северо-Восточную Азию, заняв территорию вплоть до Берингова пролива.

На протяжении этих долгих тысяч лет в Арктике формировались народы, которые теперь считаются коренными для этой местности.
ДОИСТОРИЧЕСКАЯ ЭПОХА
XI ВЕК
В XI веке русские мореплаватели вышли на побережье Северного Ледовитого океана. Согласно Никоновской летописи в 1032 году новгородский посадник Улеб совершил морской поход от Северной Двины к «Железным воротам». Принято считать, что так летописец назвал Карские ворота или пролив Югорский Шар, соединяющий Баренцево и Карское моря.
XI ВЕК
В XI веке русские мореплаватели вышли на побережье Северного Ледовитого океана. Согласно Никоновской летописи в 1032 году новгородский посадник Улеб совершил морской поход от Северной Двины к «Железным воротам». Принято считать, что так летописец назвал Карские ворота или пролив Югорский Шар, соединяющий Баренцево и Карское моря.
Новгородцы, поселившиеся на берегах Белого моря, получили название поморы. В суровом климате они занимались рыбным промыслом и стали родоначальниками арктического мореплавания. Поморские кочи имели яйцевидный корпус и прочную обшивку. Особая конструкция защищала судна от вмерзания в лёд и открыла возможности для ледового мореплавания.

Поморы первыми исследовали остров Вайгач и архипелаг Новая Земля. В конце XV века они освоили острова архипелага Грумант (современный Шпицберген) и остров Медвежий в Баренцевом море. Был основан город Беломорск (1419 год).
XII - XV ВЕКА
Важным шагом в освоении Арктики стало строительство православных монастырей.
XV - XVI ВЕКА
1436 год

Важным шагом в освоении Арктики стало строительство православных монастырей.
1584 год

В этот же период зарождались города российской Арктики. Первый заполярный русский город Пустозерск был основан в низовьях Печоры в 1499 году. А в 1584 году в устье Северной Двины, вокруг Михайло-Архангельского монастыря, начали расти Новые Холмогоры, которые позже станут ключевым российским портом Архангельском.

Были основаны города: Архангельск (1584 г.), Салехард (1595 г.), Сургут (1594 г.), Надым (1597 г.), Кандалакша (1526 г.).
1436 год

Важным шагом в освоении Арктики стало строительство православных монастырей.
1584 год

В этот же период зарождались города российской Арктики. Первый заполярный русский город Пустозерск был основан в низовьях Печоры в 1499 году. А в 1584 году в устье Северной Двины, вокруг Михайло-Архангельского монастыря, начали расти Новые Холмогоры, которые позже станут ключевым российским портом Архангельском.

Были основаны города: Архангельск (1584 г.), Салехард (1595 г.), Сургут (1594 г.), Надым (1597 г.), Кандалакша (1526 г.).
В 1601 году по указу царя Бориса Годунова на реке Таз был основан первый заполярный город в Сибири — Мангазея. Он стал отправной точкой для освоения прилегающих территорий.

В этот период купцы активно использовали для торговли пушниной Мангазейский морской ход — путь от Архангельска до Мангазеи.
XVII ВЕК
1642 ГОД

К 1642 году русские казаки достигли Чукотки — естественной границы продвижения на восток по суше. Продолжая покорять северные моря, казаки под руководством Исая Игнатьева впервые отправились в плавание к востоку от устья реки Колымы в 1646 году.

Спустя пару лет, в 1648 году, атаман Семён Дежнёв с группой казаков прошёл на деревянных кочах вдоль Чукотского полуострова и вышел в Тихий океан. Он обнаружил пролив между Евразией и Северной Америкой — уникальное для тех лет открытие.

В 1667 году стрелец пятидесятник Иван Сорокин основал Дудинку как ясачное зимовье. Первый город на Таймыре в будущем стал базой для многих исследователей полуострова: Харитона Лаптева, Семена Челюскина, Фритьофа Нансена и других.

В 1686—1688 годах экспедиция мангазейского торговца Ивана Толстоухова впервые обошла Таймырский полуостров по морю с запада на восток на трёх кочах.
1642 ГОД

К 1642 году русские казаки достигли Чукотки — естественной границы продвижения на восток по суше. Продолжая покорять северные моря, казаки под руководством Исая Игнатьева впервые отправились в плавание к востоку от устья реки Колымы в 1646 году.

Спустя пару лет, в 1648 году, атаман Семён Дежнёв с группой казаков прошёл на деревянных кочах вдоль Чукотского полуострова и вышел в Тихий океан. Он обнаружил пролив между Евразией и Северной Америкой — уникальное для тех лет открытие.

В 1667 году стрелец пятидесятник Иван Сорокин основал Дудинку как ясачное зимовье. Первый город на Таймыре в будущем стал базой для многих исследователей полуострова: Харитона Лаптева, Семена Челюскина, Фритьофа Нансена и других.

В 1686—1688 годах экспедиция мангазейского торговца Ивана Толстоухова впервые обошла Таймырский полуостров по морю с запада на восток на трёх кочах.
В 1712 году казаки Яков Пермяков и Меркурий Вагин начали исследовать Новосибирские острова и посетили Большой Ляховский остров.

В 1728 году по приказу Петра I к восточным рубежам направилась первая Камчатская экспедиция во главе с офицером российского флота Витусом Берингом. Она подтвердила существование пролива между Чукоткой и Аляской.
XVIII ВЕК
1733 ГОД

В 1733—1743 годах была организована Великая Северная экспедиция, в которой приняли участие Витус Беринг, Семён Челюскин, Степан Малыгин и братья Дмитрий и Харитон Лаптевы. Они нанесли на карту почти всё российское побережье Ледовитого океана, а также берега Охотского и Берингова морей.

В 1741—1742 годах Семён Челюскин в пешем походе исследовал северное и западное побережье полуострова Таймыр. Он определил самую северную точку Азии, которую через сто лет назовут его именем — мысом Челюскина.
«КАРТА РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ»
По итогам Великой Северной экспедиции в 1746 году была составлена «Карта генеральная Российской империи, северных и восточных берегов, прилежащих к Северному Ледовитому и Восточному океанам с частью вновь найденных через морские плавания западных американских берегов и острова Япона».
ТОРГОВО-ПРОМЫШЛЕННАЯ РОССИЙСКО-АМЕРИКАНСКАЯ КОМПАНИЯ
В 1799 году начала свою деятельность торгово-промышленная Российско-Американская компания. Она содействовала русским поселенцам в исследовании и освоении Аляски и Алеутских островов.

В этот период были открыты: полуостров Аляска, мыс Челюскина, Новосибирские острова, остров Врангеля.
1733 ГОД

В 1733—1743 годах была организована Великая Северная экспедиция, в которой приняли участие Витус Беринг, Семён Челюскин, Степан Малыгин и братья Дмитрий и Харитон Лаптевы. Они нанесли на карту почти всё российское побережье Ледовитого океана, а также берега Охотского и Берингова морей.

В 1741—1742 годах Семён Челюскин в пешем походе исследовал северное и западное побережье полуострова Таймыр. Он определил самую северную точку Азии, которую через сто лет назовут его именем — мысом Челюскина.
«КАРТА РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ»
По итогам Великой Северной экспедиции в 1746 году была составлена «Карта генеральная Российской империи, северных и восточных берегов, прилежащих к Северному Ледовитому и Восточному океанам с частью вновь найденных через морские плавания западных американских берегов и острова Япона».
ТОРГОВО-ПРОМЫШЛЕННАЯ РОССИЙСКО-АМЕРИКАНСКАЯ КОМПАНИЯ
В 1799 году начала свою деятельность торгово-промышленная Российско-Американская компания. Она содействовала русским поселенцам в исследовании и освоении Аляски и Алеутских островов.

В этот период были открыты: полуостров Аляска, мыс Челюскина, Новосибирские острова, остров Врангеля.
XIX ВЕК
В 1820—1824 годах экспедиция Фердинанда Врангеля и Фёдора Матюшкина подробно исследовала побережье Северного Ледовитого океана от устья реки Колымы до Колючинской губы на Чукотке. В этот же период полярный исследователь Фёдор Литке составил карту архипелага Новая Земля и описал берега Белого моря.
XIX ВЕК
В 1820—1824 годах экспедиция Фердинанда Врангеля и Фёдора Матюшкина подробно исследовала побережье Северного Ледовитого океана от устья реки Колымы до Колючинской губы на Чукотке. В этот же период полярный исследователь Фёдор Литке составил карту архипелага Новая Земля и описал берега Белого моря.
В XIX веке у России впервые появились серьёзные конкуренты в исследовании и освоении Арктики. Российское правительство решило начать активное заселение арктического побережья. В 1870-х годах было организовано переселение ненцев на острова архипелага Новая Земля. Министр финансов Российской империи Сергей Витте в 1894 году разработал план освоения Крайнего Севера, по которому переселенцы освобождались от воинской службы и налогов.
1898 ГОД
В это же время Российская Империя наращивала военное присутствие в Арктике. В 1898 году в Кольском заливе Баренцева моря был основан первый военный порт Александровский (современный Полярный).

В том же году начал своё развитие самый мощный в мире ледокольный флот — российский. Первый ледокол арктического класса «Ермак» был создан по инициативе адмирала Степана Макарова. Исследование Арктики становится доступнее.

В этот период были открыты: архипелаг Земля Франца-Иосифа.
Были основаны города: Анадырь (1889 г.), Североморск (1896 г.), Лабытнанги (1868 г.).
1898 ГОД
В это же время Российская Империя наращивала военное присутствие в Арктике. В 1898 году в Кольском заливе Баренцева моря был основан первый военный порт Александровский (современный Полярный).

В том же году начал своё развитие самый мощный в мире ледокольный флот — российский. Первый ледокол арктического класса «Ермак» был создан по инициативе адмирала Степана Макарова. Исследование Арктики становится доступнее.

В этот период были открыты: архипелаг Земля Франца-Иосифа.
Были основаны города: Анадырь (1889 г.), Североморск (1896 г.), Лабытнанги (1868 г.).
В 1900—1902 годах Императорская Академия наук снарядила Русскую полярную экспедицию. Экипаж во главе с бароном Эдуардом Толлем и лейтенантом флота Александром Колчаком исследовал Новосибирские острова и добавил на карту Арктики около 200 новых географических названий.
XX ВЕК НАЧАЛО
1898 ГОД
В 1910—1912 годах гидрографическая экспедиция прошла на ледоколах «Таймыр» и «Вайгач» от мыса Дежнёва до устья Лены.

В 1913—1915 годах экспедиция на этих ледокольных пароходах во главе с Борисом Вилькицким открыла архипелаг Северная Земля и впервые в истории прошла по Северному морскому пути с востока на запад — из Владивостока в Архангельск!

В 1916 году на побережье Кольского залива был основан город Романов-на-Мурмане (современный Мурманск). Это не только крупнейший город в мире, находящийся за Полярным кругом, но и, благодаря тёплому Северо-Атлантическому течению, незамерзающий порт, имеющий стратегическое значение. В этот период были открыты: архипелаг Северная Земля. Были основаны город Мурманск (1916 г.) и порт Диксон (1915 г.).
1898 ГОД
В 1910—1912 годах гидрографическая экспедиция прошла на ледоколах «Таймыр» и «Вайгач» от мыса Дежнёва до устья Лены.

В 1913—1915 годах экспедиция на этих ледокольных пароходах во главе с Борисом Вилькицким открыла архипелаг Северная Земля и впервые в истории прошла по Северному морскому пути с востока на запад — из Владивостока в Архангельск!

В 1916 году на побережье Кольского залива был основан город Романов-на-Мурмане (современный Мурманск). Это не только крупнейший город в мире, находящийся за Полярным кругом, но и, благодаря тёплому Северо-Атлантическому течению, незамерзающий порт, имеющий стратегическое значение. В этот период были открыты: архипелаг Северная Земля. Были основаны город Мурманск (1916 г.) и порт Диксон (1915 г.).
СОВЕТСКИЙ ПЕРИОД
В 1920 году была основана Северная научно-промысловая экспедиция при Высшем Совете народного хозяйства. В 1925 году она преобразована в Институт по изучению Севера.
СОВЕТСКИЙ ПЕРИОД
В 1920 году была основана Северная научно-промысловая экспедиция при Высшем Совете народного хозяйства. В 1925 году она преобразована в Институт по изучению Севера.
1926–1940 ГОДЫ

В 1926 году экспедиция под руководством исследователя Георгия Ушакова отправилась на остров Врангеля. Её участники основали посёлок и полярную станцию, став первыми поселенцами на острове. Ранней весной 1933 года ледокол «Красин» дошёл до Новой Земли и доставил жителям острова продовольствие, опровергнув утверждение, что зимние рейсы в Арктике невозможны.

Колонизация Земли Франца-Иосифа началась в 1929 году. Исследователь Отто Шмидт возглавил первые экспедиции на архипелаг. Преодолев более 3 000 км на собачьих упряжках, исследователи достигли Земли Франца-Иосифа. Вскоре там были оборудованы первые полярные станции и организовано авиасообщение для поддержания постоянной связи между архипелагом и материком.

В 1931 году в Коми было открыто первое промышленное нефтяное месторождение в Российской Арктике — Чибьюское.

Чтобы обеспечить народно-хозяйственное освоение Арктики, разведку полезных ископаемых и развитие судоходства, в 1932 году появилось Главное управление Северного морского пути. Первый руководитель структуры — Отто Шмидт — в этом же году на ледоколе «Сибиряков» впервые прошёл через Северный морской путь всего за одну навигацию.

В 1937 году советские лётчики Валерий Чкалов и Михаил Громов совершили первый перелёт через Северный полюс. На АНТ-25 они преодолели путь в 8504 км из Москвы в Ванкувер (США).

В том же году под руководством полярного исследователя Ивана Папанина начала работу первая в мире дрейфующая исследовательская станция «Северный полюс». Такие станции позволили вести круглогодичные наблюдения в высоких широтах.

В 1930—1940-е годы продолжалось интенсивное промышленное освоение Арктики и заселение её территории. Строились новые арктические порты: Певек, Тикси, Игарка и Диксон. Росли молодые города: Воркута, Нарьян-Мар и Норильск. В заполярной Западной Сибири были обнаружены крупные запасы нефти и газа.
1941–1970 ГОДЫ
Геологоразведка в Арктике продолжилась после окончания Великой Отечественной войны. В 1960—1970-е годы советские полярники открыли крупнейшие нефтегазовые месторождения: Бованенковское, Уренгойское, Ямбургское и другие.

В 1962 году впервые в истории Советского Военно-Морского флота атомная подводная лодка «Ленинский комсомол» совершила длительный поход подо льдами Северного Ледовитого океана. Подлодка дважды пересекла Северный полюс и всплыла недалеко от него.
1971–1980 ГОДЫ
В 1977 году первым в мире надводным судном, в свободном плавании достигшим географической точки Северного полюса, стал советский атомный ледокол «Арктика».

В 1980-х годах активно велись исследования арктического шельфа и были открыты газовое месторождение Штокмановское, нефтяное месторождение Приразломное и другие.
1926–1940 ГОДЫ

В 1926 году экспедиция под руководством исследователя Георгия Ушакова отправилась на остров Врангеля. Её участники основали посёлок и полярную станцию, став первыми поселенцами на острове. Ранней весной 1933 года ледокол «Красин» дошёл до Новой Земли и доставил жителям острова продовольствие, опровергнув утверждение, что зимние рейсы в Арктике невозможны.

Колонизация Земли Франца-Иосифа началась в 1929 году. Исследователь Отто Шмидт возглавил первые экспедиции на архипелаг. Преодолев более 3 000 км на собачьих упряжках, исследователи достигли Земли Франца-Иосифа. Вскоре там были оборудованы первые полярные станции и организовано авиасообщение для поддержания постоянной связи между архипелагом и материком.

В 1931 году в Коми было открыто первое промышленное нефтяное месторождение в Российской Арктике — Чибьюское.

Чтобы обеспечить народно-хозяйственное освоение Арктики, разведку полезных ископаемых и развитие судоходства, в 1932 году появилось Главное управление Северного морского пути. Первый руководитель структуры — Отто Шмидт — в этом же году на ледоколе «Сибиряков» впервые прошёл через Северный морской путь всего за одну навигацию.

В 1937 году советские лётчики Валерий Чкалов и Михаил Громов совершили первый перелёт через Северный полюс. На АНТ-25 они преодолели путь в 8504 км из Москвы в Ванкувер (США).

В том же году под руководством полярного исследователя Ивана Папанина начала работу первая в мире дрейфующая исследовательская станция «Северный полюс». Такие станции позволили вести круглогодичные наблюдения в высоких широтах.

В 1930—1940-е годы продолжалось интенсивное промышленное освоение Арктики и заселение её территории. Строились новые арктические порты: Певек, Тикси, Игарка и Диксон. Росли молодые города: Воркута, Нарьян-Мар и Норильск. В заполярной Западной Сибири были обнаружены крупные запасы нефти и газа.
1941–1970 ГОДЫ
Геологоразведка в Арктике продолжилась после окончания Великой Отечественной войны. В 1960—1970-е годы советские полярники открыли крупнейшие нефтегазовые месторождения: Бованенковское, Уренгойское, Ямбургское и другие.

В 1962 году впервые в истории Советского Военно-Морского флота атомная подводная лодка «Ленинский комсомол» совершила длительный поход подо льдами Северного Ледовитого океана. Подлодка дважды пересекла Северный полюс и всплыла недалеко от него.
1971–1980 ГОДЫ
В 1977 году первым в мире надводным судном, в свободном плавании достигшим географической точки Северного полюса, стал советский атомный ледокол «Арктика».

В 1980-х годах активно велись исследования арктического шельфа и были открыты газовое месторождение Штокмановское, нефтяное месторождение Приразломное и другие.
В период распада СССР финансирование арктических регионов резко сократилось, и многие инфраструктурные объекты были остановлены. Число населённых пунктов в российском Заполярье сократилось на треть, а объёмы перевозок по Севморпути уменьшились в 4 раза. В 1991 году был прерван более чем полувековой цикл наблюдений на дрейфующих арктических станциях. Исследования на них возобновятся уже в новом веке.
В период распада СССР финансирование арктических регионов резко сократилось, и многие инфраструктурные объекты были остановлены. Число населённых пунктов в российском Заполярье сократилось на треть, а объёмы перевозок по Севморпути уменьшились в 4 раза. В 1991 году был прерван более чем полувековой цикл наблюдений на дрейфующих арктических станциях. Исследования на них возобновятся уже в новом веке.
В этот период были открыты десятки месторождений — нефтегазовые, твёрдых полезных ископаемых, алмазов, золота и других ресурсов. Были основаны города: Норильск (1935 г.), Воркута (1936 г.), Магадан (1929 г.), Нарьян-Мар (1931 г.), Северодвинск (1936 г.), Новодвинск (1936 г.), Апатиты (1926 г.), Мончегорск (1937 г.), Кировск (1931 г.), Инта (1932 г.), Усинск (1966 г.), Новый Уренгой (1975 г.), Ноябрьск (1975 г.), Костомукша (1977 г.), Губкинский (1986 г.) и порт Тикси (1933 г.).
В XXI веке начался новый виток развития и освоения российской Арктики. К работе вернулись дрейфующие арктические станции. Были достроены крупные инфраструктурные объекты: Ямальская железная дорога до Надыма и Ямбурга, Варандейский нефтяной терминал и газопровод «Ямал — Европа».
XXI ВЕК
2001 ГОД

В 2001 году Россия подала заявку в ООН на установление новой внешней границы континентального шельфа в Северном Ледовитом океане. Запрос основывался на предположении, что восточная часть хребта Ломоносова и хребет Менделеева являются продолжением Евразийского континента. В ответ на первую заявку Комиссия ООН попросила Россию предоставить дополнительные научные доказательства принадлежности шельфа.
2007 ГОД

В 2007 году в ходе экспедиции «Арктика-2007» глубоководные обитаемые аппараты «Мир-1» и «Мир-2» впервые в истории спустились на дно океана в районе Северного полюса и взяли образцы грунта и флоры. Экипаж аппарата «Мир-1» установил на дне Северного Ледовитого океана флаг России, выполненный из титанового сплава.
2015 ГОД

Повторную заявку в ООН Россия отправила в 2015 году. Спустя 4 года Подкомиссия ООН признала часть территории Арктики (1,2 млн кв. км) продолжением континентального шельфа страны.

Продолжалось и промышленное освоение российской Арктики. В 2014 году на платформе «Приразломная» начата добыча нефти на арктическом шельфе. В 2017 году на полуострове Ямал открыли первую очередь завода по производству сжиженного природного газа (проект «Ямал СПГ»).
2001 ГОД

В 2001 году Россия подала заявку в ООН на установление новой внешней границы континентального шельфа в Северном Ледовитом океане. Запрос основывался на предположении, что восточная часть хребта Ломоносова и хребет Менделеева являются продолжением Евразийского континента. В ответ на первую заявку Комиссия ООН попросила Россию предоставить дополнительные научные доказательства принадлежности шельфа.
2007 ГОД

В 2007 году в ходе экспедиции «Арктика-2007» глубоководные обитаемые аппараты «Мир-1» и «Мир-2» впервые в истории спустились на дно океана в районе Северного полюса и взяли образцы грунта и флоры. Экипаж аппарата «Мир-1» установил на дне Северного Ледовитого океана флаг России, выполненный из титанового сплава.
2015 ГОД

Повторную заявку в ООН Россия отправила в 2015 году. Спустя 4 года Подкомиссия ООН признала часть территории Арктики (1,2 млн кв. км) продолжением континентального шельфа страны.

Продолжалось и промышленное освоение российской Арктики. В 2014 году на платформе «Приразломная» начата добыча нефти на арктическом шельфе. В 2017 году на полуострове Ямал открыли первую очередь завода по производству сжиженного природного газа (проект «Ямал СПГ»).
Растёт роль международного сотрудничества в Арктике. В 2021 году Россия на 2 года стала председателем Арктического Совета. Это международная организация нацеленная на развитие сотрудничества между арктическими странами, коренными народами и остальными жителями Арктики. В совет входят восемь арктических государств: Российская Федерация, Канада, Дания, Финляндия, Исландия, Норвегия, Швеция, Соединённые Штаты Америки, а также шесть организаций представляющих интересы малочисленных коренных народов. Кроме того, в организации 13 стран-наблюдателей.
А ЧТО СЕЙЧАС?
Важным вопросом остаётся поиск баланса между социально-экономическим развитием, хозяйственным освоением региона и сохранением уникальных и хрупких арктических экосистем. В ответ на изменения климата повышается важность современных компьютерных технологий в климатологии и гидрометеорологии.

Исследуя климатические изменения в Арктике, учёные сегодня собирают и анализируют большие данные и используют компьютерное моделирование для составления климатических прогнозов. С каждым годом растёт объём грузоперевозок по Северному морскому пути: с 2014 по 2020 годы грузопоток вырос с 4 млн тонн почти до 33 млн тонн. В дальнейшем планируется превратить Севморпуть в международную транспортную артерию.
Арктика — это территория исключительного экономического значения, регион, обеспечивающий запас экологической прочности планеты, естественная лаборатория по изучению глобальных изменений климата, бесценный источник уникальных научных знаний. Наш долг — сохранить эту хрупкую природу, объединиться и провести уборку: собрать отходы, доставить их к месту утилизации и переработать.