освоение территорий

ИСТОРИЯ АРКТИКИ
33—35 тыс. лет назад в связи с глобальным потеплением территория на севере Евразии стала пригодной для жизни. В Арктике появились первые люди. Дальнейшие вехи в расселении людей по Арктике также были связаны с различными климатическими эпохами — потеплениями или ледниковыми периодами, которые вынуждали людей уходить с нажитых мест и искать новые. По этой же причине 11—16 тыс. лет назад люди перешли так называемый Берингийский мост и начали заселять Аляску и Юкон.
Осваивая земли Арктики, древние люди в первую очередь занимали две области: бассейны Печоры в Восточной Европе и бассейн Лены в Северной Азии. Затем они пришли в Западную Сибирь и Северо-Восточную Азию, заняв территорию вплоть до Берингова пролива.

На протяжении этих долгих тысяч лет в Арктике формировались народы, которые теперь считаются коренными для этой местности.
ДОИСТОРИЧЕСКАЯ ЭПОХА
XI ВЕК
В XI веке русские мореплаватели вышли на побережье Северного Ледовитого океана. Согласно Никоновской летописи в 1032 году новгородский посадник Улеб совершил морской поход от Северной Двины к «Железным воротам». Принято считать, что так летописец назвал Карские ворота или пролив Югорский Шар, соединяющий Баренцево и Карское моря.
XI ВЕК
В XI веке русские мореплаватели вышли на побережье Северного Ледовитого океана. Согласно Никоновской летописи в 1032 году новгородский посадник Улеб совершил морской поход от Северной Двины к «Железным воротам». Принято считать, что так летописец назвал Карские ворота или пролив Югорский Шар, соединяющий Баренцево и Карское моря.
Новгородцы, поселившиеся на берегах Белого моря, получили название поморы. В суровом климате они занимались рыбным промыслом и стали родоначальниками арктического мореплавания. Поморские кочи имели яйцевидный корпус и прочную обшивку. Особая конструкция защищала судна от вмерзания в лёд и открыла возможности для ледового мореплавания.

Поморы первыми исследовали остров Вайгач и архипелаг Новая Земля. В конце XV века они освоили острова архипелага Грумант (современный Шпицберген) и остров Медвежий в Баренцевом море. Был основан город Беломорск (1419 год).
XII - XV ВЕКА
Важным шагом в освоении Арктики стало строительство православных монастырей.
XV - XVI ВЕКА

Важным шагом в освоении Арктики стало строительство православных монастырей.

Важным шагом в освоении Арктики стало строительство православных монастырей.
В 1601 году по указу царя Бориса Годунова на реке Таз был основан первый заполярный город в Сибири — Мангазея. Он стал отправной точкой для освоения прилегающих территорий.

В этот период купцы активно использовали для торговли пушниной Мангазейский морской ход — путь от Архангельска до Мангазеи.
XVII ВЕК

К 1642 году русские казаки достигли Чукотки — естественной границы продвижения на восток по суше. Продолжая покорять северные моря, казаки под руководством Исая Игнатьева впервые отправились в плавание к востоку от устья реки Колымы в 1646 году.

Спустя пару лет, в 1648 году, атаман Семён Дежнёв с группой казаков прошёл на деревянных кочах вдоль Чукотского полуострова и вышел в Тихий океан. Он обнаружил пролив между Евразией и Северной Америкой — уникальное для тех лет открытие.

В 1667 году стрелец пятидесятник Иван Сорокин основал Дудинку как ясачное зимовье. Первый город на Таймыре в будущем стал базой для многих исследователей полуострова: Харитона Лаптева, Семена Челюскина, Фритьофа Нансена и других.

В 1686—1688 годах экспедиция мангазейского торговца Ивана Толстоухова впервые обошла Таймырский полуостров по морю с запада на восток на трёх кочах.

К 1642 году русские казаки достигли Чукотки — естественной границы продвижения на восток по суше. Продолжая покорять северные моря, казаки под руководством Исая Игнатьева впервые отправились в плавание к востоку от устья реки Колымы в 1646 году.

Спустя пару лет, в 1648 году, атаман Семён Дежнёв с группой казаков прошёл на деревянных кочах вдоль Чукотского полуострова и вышел в Тихий океан. Он обнаружил пролив между Евразией и Северной Америкой — уникальное для тех лет открытие.

В 1667 году стрелец пятидесятник Иван Сорокин основал Дудинку как ясачное зимовье. Первый город на Таймыре в будущем стал базой для многих исследователей полуострова: Харитона Лаптева, Семена Челюскина, Фритьофа Нансена и других.

В 1686—1688 годах экспедиция мангазейского торговца Ивана Толстоухова впервые обошла Таймырский полуостров по морю с запада на восток на трёх кочах.
В 1712 году казаки Яков Пермяков и Меркурий Вагин начали исследовать Новосибирские острова и посетили Большой Ляховский остров.

В 1728 году по приказу Петра I к восточным рубежам направилась первая Камчатская экспедиция во главе с офицером российского флота Витусом Берингом. Она подтвердила существование пролива между Чукоткой и Аляской.
XVIII ВЕК

В 1733—1743 годах была организована Великая Северная экспедиция, в которой приняли участие Витус Беринг, Семён Челюскин, Степан Малыгин и братья Дмитрий и Харитон Лаптевы. Они нанесли на карту почти всё российское побережье Ледовитого океана, а также берега Охотского и Берингова морей.

В 1741—1742 годах Семён Челюскин в пешем походе исследовал северное и западное побережье полуострова Таймыр. Он определил самую северную точку Азии, которую через сто лет назовут его именем — мысом Челюскина.

В 1733—1743 годах была организована Великая Северная экспедиция, в которой приняли участие Витус Беринг, Семён Челюскин, Степан Малыгин и братья Дмитрий и Харитон Лаптевы. Они нанесли на карту почти всё российское побережье Ледовитого океана, а также берега Охотского и Берингова морей.

В 1741—1742 годах Семён Челюскин в пешем походе исследовал северное и западное побережье полуострова Таймыр. Он определил самую северную точку Азии, которую через сто лет назовут его именем — мысом Челюскина.
XIX ВЕК
В 1820—1824 годах экспедиция Фердинанда Врангеля и Фёдора Матюшкина подробно исследовала побережье Северного Ледовитого океана от устья реки Колымы до Колючинской губы на Чукотке. В этот же период полярный исследователь Фёдор Литке составил карту архипелага Новая Земля и описал берега Белого моря.
XIX ВЕК
В 1820—1824 годах экспедиция Фердинанда Врангеля и Фёдора Матюшкина подробно исследовала побережье Северного Ледовитого океана от устья реки Колымы до Колючинской губы на Чукотке. В этот же период полярный исследователь Фёдор Литке составил карту архипелага Новая Земля и описал берега Белого моря.
В XIX веке у России впервые появились серьёзные конкуренты в исследовании и освоении Арктики. Российское правительство решило начать активное заселение арктического побережья. В 1870-х годах было организовано переселение ненцев на острова архипелага Новая Земля. Министр финансов Российской империи Сергей Витте в 1894 году разработал план освоения Крайнего Севера, по которому переселенцы освобождались от воинской службы и налогов.
В это же время Российская Империя наращивала военное присутствие в Арктике. В 1898 году в Кольском заливе Баренцева моря был основан первый военный порт Александровский (современный Полярный).

В том же году начал своё развитие самый мощный в мире ледокольный флот — российский. Первый ледокол арктического класса «Ермак» был создан по инициативе адмирала Степана Макарова. Исследование Арктики становится доступнее.

В этот период были открыты: архипелаг Земля Франца-Иосифа.
Были основаны города: Анадырь (1889 г.), Североморск (1896 г.), Лабытнанги (1868 г.).
В это же время Российская Империя наращивала военное присутствие в Арктике. В 1898 году в Кольском заливе Баренцева моря был основан первый военный порт Александровский (современный Полярный).

В том же году начал своё развитие самый мощный в мире ледокольный флот — российский. Первый ледокол арктического класса «Ермак» был создан по инициативе адмирала Степана Макарова. Исследование Арктики становится доступнее.

В этот период были открыты: архипелаг Земля Франца-Иосифа.
Были основаны города: Анадырь (1889 г.), Североморск (1896 г.), Лабытнанги (1868 г.).
В 1900—1902 годах Императорская Академия наук снарядила Русскую полярную экспедицию. Экипаж во главе с бароном Эдуардом Толлем и лейтенантом флота Александром Колчаком исследовал Новосибирские острова и добавил на карту Арктики около 200 новых географических названий.
XX ВЕК НАЧАЛО
В 1910—1912 годах гидрографическая экспедиция прошла на ледоколах «Таймыр» и «Вайгач» от мыса Дежнёва до устья Лены.

В 1913—1915 годах экспедиция на этих ледокольных пароходах во главе с Борисом Вилькицким открыла архипелаг Северная Земля и впервые в истории прошла по Северному морскому пути с востока на запад — из Владивостока в Архангельск!

В 1916 году на побережье Кольского залива был основан город Романов-на-Мурмане (современный Мурманск). Это не только крупнейший город в мире, находящийся за Полярным кругом, но и, благодаря тёплому Северо-Атлантическому течению, незамерзающий порт, имеющий стратегическое значение. В этот период были открыты: архипелаг Северная Земля. Были основаны город Мурманск (1916 г.) и порт Диксон (1915 г.).
В 1910—1912 годах гидрографическая экспедиция прошла на ледоколах «Таймыр» и «Вайгач» от мыса Дежнёва до устья Лены.

В 1913—1915 годах экспедиция на этих ледокольных пароходах во главе с Борисом Вилькицким открыла архипелаг Северная Земля и впервые в истории прошла по Северному морскому пути с востока на запад — из Владивостока в Архангельск!

В 1916 году на побережье Кольского залива был основан город Романов-на-Мурмане (современный Мурманск). Это не только крупнейший город в мире, находящийся за Полярным кругом, но и, благодаря тёплому Северо-Атлантическому течению, незамерзающий порт, имеющий стратегическое значение. В этот период были открыты: архипелаг Северная Земля. Были основаны город Мурманск (1916 г.) и порт Диксон (1915 г.).
СОВЕТСКИЙ ПЕРИОД
В 1920 году была основана Северная научно-промысловая экспедиция при Высшем Совете народного хозяйства. В 1925 году она преобразована в Институт по изучению Севера.
СОВЕТСКИЙ ПЕРИОД
В 1920 году была основана Северная научно-промысловая экспедиция при Высшем Совете народного хозяйства. В 1925 году она преобразована в Институт по изучению Севера.

В 1926 году экспедиция под руководством исследователя Георгия Ушакова отправилась на остров Врангеля. Её участники основали посёлок и полярную станцию, став первыми поселенцами на острове. Ранней весной 1933 года ледокол «Красин» дошёл до Новой Земли и доставил жителям острова продовольствие, опровергнув утверждение, что зимние рейсы в Арктике невозможны.

Колонизация Земли Франца-Иосифа началась в 1929 году. Исследователь Отто Шмидт возглавил первые экспедиции на архипелаг. Преодолев более 3 000 км на собачьих упряжках, исследователи достигли Земли Франца-Иосифа. Вскоре там были оборудованы первые полярные станции и организовано авиасообщение для поддержания постоянной связи между архипелагом и материком.

В 1931 году в Коми было открыто первое промышленное нефтяное месторождение в Российской Арктике — Чибьюское.

Чтобы обеспечить народно-хозяйственное освоение Арктики, разведку полезных ископаемых и развитие судоходства, в 1932 году появилось Главное управление Северного морского пути. Первый руководитель структуры — Отто Шмидт — в этом же году на ледоколе «Сибиряков» впервые прошёл через Северный морской путь всего за одну навигацию.

В 1937 году советские лётчики Валерий Чкалов и Михаил Громов совершили первый перелёт через Северный полюс. На АНТ-25 они преодолели путь в 8504 км из Москвы в Ванкувер (США).

В том же году под руководством полярного исследователя Ивана Папанина начала работу первая в мире дрейфующая исследовательская станция «Северный полюс». Такие станции позволили вести круглогодичные наблюдения в высоких широтах.

В 1930—1940-е годы продолжалось интенсивное промышленное освоение Арктики и заселение её территории. Строились новые арктические порты: Певек, Тикси, Игарка и Диксон. Росли молодые города: Воркута, Нарьян-Мар и Норильск. В заполярной Западной Сибири были обнаружены крупные запасы нефти и газа.

В 1926 году экспедиция под руководством исследователя Георгия Ушакова отправилась на остров Врангеля. Её участники основали посёлок и полярную станцию, став первыми поселенцами на острове. Ранней весной 1933 года ледокол «Красин» дошёл до Новой Земли и доставил жителям острова продовольствие, опровергнув утверждение, что зимние рейсы в Арктике невозможны.

Колонизация Земли Франца-Иосифа началась в 1929 году. Исследователь Отто Шмидт возглавил первые экспедиции на архипелаг. Преодолев более 3 000 км на собачьих упряжках, исследователи достигли Земли Франца-Иосифа. Вскоре там были оборудованы первые полярные станции и организовано авиасообщение для поддержания постоянной связи между архипелагом и материком.

В 1931 году в Коми было открыто первое промышленное нефтяное месторождение в Российской Арктике — Чибьюское.

Чтобы обеспечить народно-хозяйственное освоение Арктики, разведку полезных ископаемых и развитие судоходства, в 1932 году появилось Главное управление Северного морского пути. Первый руководитель структуры — Отто Шмидт — в этом же году на ледоколе «Сибиряков» впервые прошёл через Северный морской путь всего за одну навигацию.

В 1937 году советские лётчики Валерий Чкалов и Михаил Громов совершили первый перелёт через Северный полюс. На АНТ-25 они преодолели путь в 8504 км из Москвы в Ванкувер (США).

В том же году под руководством полярного исследователя Ивана Папанина начала работу первая в мире дрейфующая исследовательская станция «Северный полюс». Такие станции позволили вести круглогодичные наблюдения в высоких широтах.

В 1930—1940-е годы продолжалось интенсивное промышленное освоение Арктики и заселение её территории. Строились новые арктические порты: Певек, Тикси, Игарка и Диксон. Росли молодые города: Воркута, Нарьян-Мар и Норильск. В заполярной Западной Сибири были обнаружены крупные запасы нефти и газа.
В период распада СССР финансирование арктических регионов резко сократилось, и многие инфраструктурные объекты были остановлены. Число населённых пунктов в российском Заполярье сократилось на треть, а объёмы перевозок по Севморпути уменьшились в 4 раза. В 1991 году был прерван более чем полувековой цикл наблюдений на дрейфующих арктических станциях. Исследования на них возобновятся уже в новом веке.
В период распада СССР финансирование арктических регионов резко сократилось, и многие инфраструктурные объекты были остановлены. Число населённых пунктов в российском Заполярье сократилось на треть, а объёмы перевозок по Севморпути уменьшились в 4 раза. В 1991 году был прерван более чем полувековой цикл наблюдений на дрейфующих арктических станциях. Исследования на них возобновятся уже в новом веке.
В этот период были открыты десятки месторождений — нефтегазовые, твёрдых полезных ископаемых, алмазов, золота и других ресурсов. Были основаны города: Норильск (1935 г.), Воркута (1936 г.), Магадан (1929 г.), Нарьян-Мар (1931 г.), Северодвинск (1936 г.), Новодвинск (1936 г.), Апатиты (1926 г.), Мончегорск (1937 г.), Кировск (1931 г.), Инта (1932 г.), Усинск (1966 г.), Новый Уренгой (1975 г.), Ноябрьск (1975 г.), Костомукша (1977 г.), Губкинский (1986 г.) и порт Тикси (1933 г.).
В XXI веке начался новый виток развития и освоения российской Арктики. К работе вернулись дрейфующие арктические станции. Были достроены крупные инфраструктурные объекты: Ямальская железная дорога до Надыма и Ямбурга, Варандейский нефтяной терминал и газопровод «Ямал — Европа».
XXI ВЕК

В 2001 году Россия подала заявку в ООН на установление новой внешней границы континентального шельфа в Северном Ледовитом океане. Запрос основывался на предположении, что восточная часть хребта Ломоносова и хребет Менделеева являются продолжением Евразийского континента. В ответ на первую заявку Комиссия ООН попросила Россию предоставить дополнительные научные доказательства принадлежности шельфа.

В 2001 году Россия подала заявку в ООН на установление новой внешней границы континентального шельфа в Северном Ледовитом океане. Запрос основывался на предположении, что восточная часть хребта Ломоносова и хребет Менделеева являются продолжением Евразийского континента. В ответ на первую заявку Комиссия ООН попросила Россию предоставить дополнительные научные доказательства принадлежности шельфа.
Растёт роль международного сотрудничества в Арктике. В 2021 году Россия на 2 года стала председателем Арктического Совета. Это международная организация нацеленная на развитие сотрудничества между арктическими странами, коренными народами и остальными жителями Арктики. В совет входят восемь арктических государств: Российская Федерация, Канада, Дания, Финляндия, Исландия, Норвегия, Швеция, Соединённые Штаты Америки, а также шесть организаций представляющих интересы малочисленных коренных народов. Кроме того, в организации 13 стран-наблюдателей.
А ЧТО СЕЙЧАС?
Важным вопросом остаётся поиск баланса между социально-экономическим развитием, хозяйственным освоением региона и сохранением уникальных и хрупких арктических экосистем. В ответ на изменения климата повышается важность современных компьютерных технологий в климатологии и гидрометеорологии.

Исследуя климатические изменения в Арктике, учёные сегодня собирают и анализируют большие данные и используют компьютерное моделирование для составления климатических прогнозов. С каждым годом растёт объём грузоперевозок по Северному морскому пути: с 2014 по 2020 годы грузопоток вырос с 4 млн тонн почти до 33 млн тонн. В дальнейшем планируется превратить Севморпуть в международную транспортную артерию.
Арктика — это территория исключительного экономического значения, регион, обеспечивающий запас экологической прочности планеты, естественная лаборатория по изучению глобальных изменений климата, бесценный источник уникальных научных знаний. Наш долг — сохранить эту хрупкую природу, объединиться и провести уборку: собрать отходы, доставить их к месту утилизации и переработать.