НАРОДЫ АРКТИКИ

ОБ АРКТИКЕ
Арктика только кажется безлюдной. В её российской части проживают около 2 500 000 человек — представителей 127 национальностей!

Самый многочисленный из сибирских народов – якуты. Это 500 000 человек!
Основное занятие якутов — скотоводство
Они разводят приспособленные к суровым условиям породы лошадей, крупного рогатого скота, в северных районах — оленей.

Высоко развито прикладное искусство: резьба по дереву, кости, создание украшений из металла, изделий из бересты. Современные якуты сохраняют свою культуру: якутский язык преподают в школах, на нём снимают фильмы и пишут книги.
Основное занятие якутов — скотоводство
Они разводят приспособленные к суровым условиям породы лошадей, крупного рогатого скота, в северных районах — оленей.

Высоко развито прикладное искусство: резьба по дереву, кости, создание украшений из металла, изделий из бересты. Современные якуты сохраняют свою культуру: якутский язык преподают в школах, на нём снимают фильмы и пишут книги.
Из 2 500 000 человек, проживающих в Арктической зоне РФ, 82 500 — представители коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока.

Кстати, «коренные народы» — юридический термин. В соответствии с перечнем коренных малочисленных народов, утверждённым Распоряжением Правительства Российской Федерации, к ним относятся 45 этносов.
Чтобы попасть в число коренных народов, группа должна соответствовать 4 критериям
  • Иметь численность менее 50 000 человек. Так, кереками во время переписи населения 2010 г. назвали себя только 4 жителя Чукотки.
  • Проживать в северных районах России, в Сибири, на Дальнем Востоке — на территориях традиционного расселения своих предков.
  • Вести традиционный образ жизни, хозяйствования и промыслов.
  • Осознавать себя самостоятельной этнической общностью.
Чтобы попасть в число коренных народов, группа должна соответствовать 4 критериям
  • Иметь численность менее 50 000 человек. Так, кереками во время переписи населения 2010 г. назвали себя только 4 жителя Чукотки.
  • Проживать в северных районах России, в Сибири, на Дальнем Востоке — на территориях традиционного расселения своих предков.
  • Вести традиционный образ жизни, хозяйствования и промыслов.
  • Осознавать себя самостоятельной этнической общностью.
Мурманская область: саамы.
Ненецкий автономный округ: ненцы.
Чукотский автономный округ: ительмены, кереки, коряки, чуванцы, чукчи, эвены, эскимосы, юкагиры.
Ямало-Ненецкий автономный округ: ненцы, селькупы, ханты.
Республика Коми: манси, ненцы, ханты.
Несколько районов Республики Саха (Якутия): долганы, чукчи, эвенки, эвены, юкагиры.
Два района Красноярского края: долганы, нганасаны, кеты, ненцы, селькупы, чулымцы, энцы.
Муниципальные образования Архангельской области: ненцы.
Часть Республики Карелия: вепсы.
Где живут коренные малочисленные народы
Численность коренных малочисленных народов Арктики (согласно переписи населения 2010 года, без выделения Арктической зоны)
  • Больше 10 000: Ненцы — 44 640, Эвенки — 38 396, Ханты — 30 943, Эвены — 21 830, Чукчи — 15 098, Манси — 12 269.
  • Больше 1 000: Коряки — 7 953, Долганы — 7 885, Вепсы — 5 936, Селькупы — 3 649, Ительмены — 3 193, Саамы — 1 771, Эскимосы — 1 738, Юкагиры — 1 603, Кеты — 1 219, Чуванцы — 1 002.
  • Меньше 1 000: Нганасаны — 862, Негидальцы — 513, Чулымцы — 355, Энцы — 227, Кереки — 4.
Численность коренных малочисленных народов Арктики (согласно переписи населения 2010 года, без выделения Арктической зоны)
  • Больше 10 000: Ненцы — 44 640, Эвенки — 38 396, Ханты — 30 943, Эвены — 21 830, Чукчи — 15 098, Манси — 12 269.
  • Больше 1 000: Коряки — 7 953, Долганы — 7 885, Вепсы — 5 936, Селькупы — 3 649, Ительмены — 3 193, Саамы — 1 771, Эскимосы — 1 738, Юкагиры — 1 603, Кеты — 1 219, Чуванцы — 1 002.
  • Меньше 1 000: Нганасаны — 862, Негидальцы — 513, Чулымцы — 355, Энцы — 227, Кереки — 4.
Вопреки представлениям о кочующих оленеводах, большинство коренных народов Арктики живут оседло. Часть из них, подобно своим предкам, занимается скотоводством, подсечно-огневым земледелием, охотой, рыболовством и морским зверобойным промыслом. Некоторые продолжают вести кочевой или полукочевой образ жизни, связанный с оленеводством.
Чем жили и живут коренные народы Арктики
В Арктике кочуют около 20 000 человек. Около 60% приходится на Ямало-Ненецкий автономный округ.
У каждого коренного народа свои язык, эпос, традиционные занятия, уникальный жизненный уклад и приёмы природопользования, унаследованные от предков и адаптированные к суровым условиям выживания. В современной российской Арктике только 18—25% ненцев, долганов, чукчей, энцев занимаются традиционными промыслами.
Представители малочисленных народов Севера объединяются в общины. Это выгодно с экономической точки зрения: они получают государственную поддержку и могут использовать упрощённую систему налогообложения.
Саамы
Саамы жили на территории Кольского полуострова ещё до нашей эры. Они занимались оленеводством, ловили рыбу и охотились. Жили в общинах — сийтах — численностью от 70 до 300 человек.

До XIX — начала XX вв. саамы вели полукочевой образ жизни, совершая небольшие сезонные перекочёвки. Из-за насильственной коллективизации 1920−1930 гг. они практически перестали заниматься традиционными промыслами: на 2011 г. только 13% вели традиционный образ жизни.

Сегодня территория проживания саамов входит в состав сразу нескольких государств: России, Финляндии, Норвегии, Швеции. Общая численность представителей этого народа — от 60 000 до 80 000 человек, из которых в российской Арктике живут 2000 человек.

Центр культурной жизни саамов России — село Ловозеро.
Долганы
Долганы считаются самым северным тюркским народом и самым молодым — в этом районе.

Долганская народность сложилась в XIX — начале XX вв. из эвенков, якутов, отдельных семей энцев и так называемых затундренных крестьян.

В основе долганского языка — якутский, а письменность на базе русского алфавита официально принята в 1970 г.

Долганское искусство представлено фольклором: былинами, песнями, сказками, загадками и поговорками.
Манси
Этнос манси сложился в результате слияния местных племён уральской неолитической культуры и угорских племён, двигавшихся с юга через степи и лесостепи Западной Сибири и Северного Казахстана. Поэтому в культуре этого народа сочетаются традиции таёжных охотников, рыболовов и степных кочевников-скотоводов.

Изначально манси жили на Урале и его западных склонах, но коми и русские в XI—XIV вв. вытеснили их в Зауралье.

Манси делятся на группы родов (фратрии): Пор — потомки аборигенов-уральцев и Мось — потомки угров. Они различаются происхождением и обычаями. Браки заключаются только между представителями противоположных фратрий.

Сегодня около 60% манси используют в обиходе русский язык. 45% живут в городах.
Кеты
Предки современных кетов появились в эпоху бронзы на юге междуречья Оби и Енисея: произошло смешение европеоидов Южной Сибири с древними монголоидами. В I тыс. н. э. они мигрировали на Енисейский Север.

До прихода русских кеты уже освоили металлургию, однако жили родоплеменным строем. В состав Московского государства они вошли в 1607 г. Тогда основным занятием большинства кетов были рыболовство и охота.

Кстати, кетский язык — последний живой язык енисейской языковой семьи. В 1930-е гг. кеты использовали алфавит на латинской основе. В 1980-е разработали новый — на базе кириллицы. Сейчас менее 20% представителей этого народа старше 50 лет считают кетский родным языком.
Нганасаны
Самый северный народ Евразии. Нганасаны — потомки древнейшего населения Таймыра — неолитических охотников на дикого оленя. Они сформировались как этнос к XVII—XVIII вв. из нескольких племенных групп.

Нганасаны промышляли охотой на дикого оленя, водоплавающую дичь и пушного зверя, рыболовством. В 1921 г. сложилась прослойка крупных оленеводов.

Сегодня лишь около 100 человек ведут полуоседлый образ жизни, необходимый для охотничье-рыболовецкого промысла в тундре. Остальные проживают в построенном в середине ХХ века посёлке.

Нганасанским языком владеет только 14,5% представителей (по данным 2010 г.)
Чулымцы
Тюрки заселили верховья Чулыма в XII—XIII вв. и, смешиваясь с местными племенами, превратились в чулымский этнос. Их основной деятельностью были охота и рыболовство. Позже они освоили земледелие и скотоводство.

После вхождения этнической территории чулымцев в состав Русского государства в XVI—XVII вв. часть из них слилась с русскими, сибирскими татарами и хакасами.

Любопытно, что в чулымском языке нет письменности. И тем не менее в 2010 г. им владели 44 человека.
Эвенки
Эвенки появились как результат смешения аборигенов Восточной Сибири с тунгусскими племенами, пришедшими из Прибайкалья и Забайкалья.

Они заселили обширную территорию от Енисея на западе до Охотского моря на востоке. Ведут кочевой образ жизни, занимаются оленеводством, но оленей используют как транспорт. Пропитание добывают преимущественно охотой и рыбной ловлей. Язык эвенков включает несколько диалектов. Кроме того, они обычно владеют русским и якутским.
Чуванцы
В конце XIX в. власти царской России предполагали, что чуванцы — потомки казаков, покорявших эти места в XVIII в.

В прошлом представители этого народа говорили на чуванском языке, сегодня — на чукотском и «марковском» диалекте русского.

В Чукотском автономном округе проживает 951 чуванец.
Чукчи
Предки чукчей появились на территории современной Чукотки в IV—III тыс. до н. э. С русскими они впервые столкнулись в XVII веке: это противостояние вылилось в столетнюю войну. В 1778 г. русские и чукчи заключили официальный мирный договор.

Представители этого народа делятся на тундровые и береговые племена: у одних быт и культура связаны с оленеводством, у других — с морским промыслом.

С 1930-х годов чукчи пользуются алфавитом на основе кириллицы с добавлением нескольких букв. Книги пишут в основном на русском.
Эвены
Предки эвенов — тунгусские племена, которые расселились из Прибайкалья и Забайкалья по Восточной Сибири в I тыс. н. э.

Эвены занимались кочевым оленеводством, охотой на мясного и пушного зверя, рыбной ловлей.

Алфавит на латинской основе для эвенского языка утвердили в 1932 г. А уже в 1936 г. появилась письменность на основе русского алфавита.
Эскимосы
Предки эскимосов — тихоокеанские монголоиды, мигрировавшие на север.

В России эскимосы — малочисленная этническая группа, живущая вместе с чукчами или рядом с ними на восточном побережье Чукотки и на острове Врангеля. Их традиционные занятия — морской зверобойный промысел, оленеводство, охота.

Современная письменность на основе кириллицы появилась в 1937 г. Эскимосы Чукотки и Аляски говорят на похожих языках, но пишут по-разному. В эскимосском языке много заимствований из английского: это результат китобойного промысла, в котором участвовали суда Великобритании, Скандинавии и Америки.

У эскимосов Чукотки сохранилась практика кормления духов умерших предков. Такие ритуалы проводят как дома, так и в тундре — в знак уважения к умершим местным жителям.
Кереки
В XVII в. территория расселения кереков простиралась от Анадырского лимана до устья Опуки. Они занимались охотой на морских млекопитающих и рыболовством. В XVIII в., во время столкновений между чукчами и коряками, кереки тоже подверглись нападениям, поэтому их численность резко сократилась.

В XX в. жили в населённых пунктах Беринговского района Чукотского автономного округа и почти полностью смешались с чукчами.

Говорят кереки по-чукотски и по-русски. Но пассивно сохранился и керекский язык!
Коряки
Первые упоминания об этом народе встречаются в документах середины XVII века. По роду занятий и образу жизни коряки делятся на тундровых (занимаются разведением оленей) и береговых (занимаются морским рыбным промыслом).

Говорят в основном по-русски, но 1460 человек сохраняют корякский язык, письменность которого всё же основана на русском.
Ненцы
Предки ненцев в конце I тыс. до н.э. под натиском кочевников, гуннов и тюрок мигрировали на север из лесостепных областей Прииртышья и Притоболья. В дальнейшем часть ненцев ушла на запад до Белого моря, другая — до Енисея.

По другой теории, самодийская прародина ненцев находится в северных лесах и тундрах Приуралья и Зауралья, откуда предки ненцев, освоившие оленеводство, на рубеже I-II тыс. н.э. стали уходить на север и восток.

Ненцы круглогодично выпасают оленьи стада, кочуя в поисках кормовых пастбищ, и занимаются охотой, рыболовством. На полуострове Ямал кочуют тысячи ненецких оленеводов, владеющих 500 000 оленей.

Европейские ненцы проживают в Ненецком автономном округе, сибирские — в Ямало-Ненецком автономном округе и на Таймыре. Небольшие группы встречаются в Ханты-Мансийском автономном округе, в Мурманской и Архангельской областях, а также в Республике Коми.

Ненецкий язык делится на тундровый и лесной диалекты. В письменной форме существует только первый, у которого гораздо больше носителей.
Селькупы
Предки селькупов занимали восточную часть междуречья Оби и Енисея, смешиваясь с народами древнеугорского происхождения. С XVII века они разделились на две территориальные группы — южную (нарымскую) и северную (тазовско-туруханскую).

Впервые селькупы упоминаются в источниках XVI века. В дорусский период у них были распространены укреплённые городки «коч», развито гончарное дело и ткачество. Главные отрасли хозяйства южных селькупов — охота и рыболовство, в качестве транспорта они использовали лошадей и собак. У северных селькупов до недавнего времени сохранялось кузнечество.

На сегодня целостность и культура селькупов — на грани исчезновения (в основном из-за территориального разобщения). В течение XX века численность сократилась почти вдвое — до 3649 человек (по данным 2010 г.)
Ханты
Ханты делятся на три этнографические группы: северную, южную и восточную. Их предки пришли с юга в низовья Оби и заселили территории современного Ханты-Мансийского и южных районов Ямало-Ненецкого автономных округов, смешиваясь с племенами аборигенов.

Традиционные промыслы хантов — рыболовство, охота и оленеводство.

Хантыйский язык вместе с мансийским и венгерским составляют угорскую группу уральской языковой семьи.
Юкагиры
В VII тыс. лет до н. э. юкагиры жили на востоке от Енисея и в Саянах, охотились на дикого оленя и копытных животных, ловили рыбу и разводили собак.

В XVII—XIX вв.еках их численность сократилась из-за эпидемий и междоусобиц, а часть юкагиров слилась с якутами, эвенами, русскими, коряками и чукчами. Юкагиры как этнос сохранились лишь в бассейне Колымы.

На сегодня юкагирским языком в Якутии владеют 28% представителей этого народа.
Энцы
Предки энцев — северно-сибирские племена и самодийцы, пришедшие со среднего Енисея и из бассейна Томи. Сейчас представители этого народа проживают на восточном берегу нижнего течения Енисея и занимаются оленеводством.

Энецкий язык относится к самодийской группе уральских языков, подразделяется на два диалекта: тундровый и лесной. Почти все энцы, кроме родного языка, владеют русским, многие понимают речь долган, нганасан, эвенков. Согласно переписи 2002 г., энецким языком в России владели 116 человек.
Саамы
Саамы жили на территории Кольского полуострова ещё до нашей эры. Они занимались оленеводством, ловили рыбу и охотились. Жили в общинах — сийтах — численностью от 70 до 300 человек.

До XIX — начала XX вв. саамы вели полукочевой образ жизни, совершая небольшие сезонные перекочёвки. Из-за насильственной коллективизации 1920−1930 гг. они практически перестали заниматься традиционными промыслами: на 2011 г. только 13% вели традиционный образ жизни.

Сегодня территория проживания саамов входит в состав сразу нескольких государств: России, Финляндии, Норвегии, Швеции. Общая численность представителей этого народа — от 60 000 до 80 000 человек, из которых в российской Арктике живут 2000 человек.

Центр культурной жизни саамов России — село Ловозеро.
Долганы
Долганы считаются самым северным тюркским народом и самым молодым — в этом районе.

Долганская народность сложилась в XIX — начале XX вв. из эвенков, якутов, отдельных семей энцев и так называемых затундренных крестьян.

В основе долганского языка — якутский, а письменность на базе русского алфавита официально принята в 1970 г.

Долганское искусство представлено фольклором: былинами, песнями, сказками, загадками и поговорками.
Манси
Этнос манси сложился в результате слияния местных племён уральской неолитической культуры и угорских племён, двигавшихся с юга через степи и лесостепи Западной Сибири и Северного Казахстана. Поэтому в культуре этого народа сочетаются традиции таёжных охотников, рыболовов и степных кочевников-скотоводов.

Изначально манси жили на Урале и его западных склонах, но коми и русские в XI—XIV вв. вытеснили их в Зауралье.

Манси делятся на группы родов (фратрии): Пор — потомки аборигенов-уральцев и Мось — потомки угров. Они различаются происхождением и обычаями. Браки заключаются только между представителями противоположных фратрий.

Сегодня около 60% манси используют в обиходе русский язык. 45% живут в городах.
Кеты
Предки современных кетов появились в эпоху бронзы на юге междуречья Оби и Енисея: произошло смешение европеоидов Южной Сибири с древними монголоидами. В I тыс. н. э. они мигрировали на Енисейский Север.

До прихода русских кеты уже освоили металлургию, однако жили родоплеменным строем. В состав Московского государства они вошли в 1607 г. Тогда основным занятием большинства кетов были рыболовство и охота.

Кстати, кетский язык — последний живой язык енисейской языковой семьи. В 1930-е гг. кеты использовали алфавит на латинской основе. В 1980-е разработали новый — на базе кириллицы. Сейчас менее 20% представителей этого народа старше 50 лет считают кетский родным языком.
Нганасаны
Самый северный народ Евразии. Нганасаны — потомки древнейшего населения Таймыра — неолитических охотников на дикого оленя. Они сформировались как этнос к XVII—XVIII вв. из нескольких племенных групп.

Нганасаны промышляли охотой на дикого оленя, водоплавающую дичь и пушного зверя, рыболовством. В 1921 г. сложилась прослойка крупных оленеводов.

Сегодня лишь около 100 человек ведут полуоседлый образ жизни, необходимый для охотничье-рыболовецкого промысла в тундре. Остальные проживают в построенном в середине ХХ в. посёлке.

Нганасанским языком владеет только 14,5% представителей (по данным 2010 г.)
Чулымцы
Тюрки заселили верховья Чулыма в XII—XIII вв. и, смешиваясь с местными племенами, превратились в чулымский этнос. Их основной деятельностью были охота и рыболовство. Позже они освоили земледелие и скотоводство.

После вхождения этнической территории чулымцев в состав Русского государства в XVI—XVII вв. часть из них слилась с русскими, сибирскими татарами и хакасами.

Любопытно, что в чулымском языке нет письменности. И тем не менее в 2010 г. им владели 44 человека.
Эвенки
Эвенки появились как результат смешения аборигенов Восточной Сибири с тунгусскими племенами, пришедшими из Прибайкалья и Забайкалья.

Они заселили обширную территорию от Енисея на западе до Охотского моря на востоке. Ведут кочевой образ жизни, занимаются оленеводством, но оленей используют как транспорт. Пропитание добывают преимущественно охотой и рыбной ловлей. Язык эвенков включает несколько диалектов. Кроме того, они обычно владеют русским и якутским.
Чуванцы
В конце XIX в. власти царской России предполагали, что чуванцы — потомки казаков, покорявших эти места в XVIII в.

В прошлом представители этого народа говорили на чуванском языке, сегодня — на чукотском и «марковском» диалекте русского.

В Чукотском автономном округе проживает 951 чуванец.
Чукчи
Предки чукчей появились на территории современной Чукотки в IV—III тыс. до н. э. С русскими они впервые столкнулись в XVII веке: это противостояние вылилось в столетнюю войну. В 1778 г. русские и чукчи заключили официальный мирный договор.

Представители этого народа делятся на тундровые и береговые племена: у одних быт и культура связаны с оленеводством, у других — с морским промыслом.

С 1930-х гг. чукчи пользуются алфавитом на основе кириллицы с добавлением нескольких букв. Книги пишут в основном на русском.
Эвены
Предки эвенов — тунгусские племена, которые расселились из Прибайкалья и Забайкалья по Восточной Сибири в I тыс. н. э.

Эвены занимались кочевым оленеводством, охотой на мясного и пушного зверя, рыбной ловлей.

Алфавит на латинской основе для эвенского языка утвердили в 1932 г. А уже в 1936 г. появилась письменность на основе русского алфавита.
Эскимосы
Предки эскимосов — тихоокеанские монголоиды, мигрировавшие на север.

В России эскимосы — малочисленная этническая группа, живущая вместе с чукчами или рядом с ними на восточном побережье Чукотки и на острове Врангеля. Их традиционные занятия — морской зверобойный промысел, оленеводство, охота.

Современная письменность на основе кириллицы появилась в 1937 г. Эскимосы Чукотки и Аляски говорят на похожих языках, но пишут по-разному. В эскимосском языке много заимствований из английского: это результат китобойного промысла, в котором участвовали суда Великобритании, Скандинавии и Америки.

У эскимосов Чукотки сохранилась практика кормления духов умерших предков. Такие ритуалы проводят как дома, так и в тундре — в знак уважения к умершим местным жителям.
Кереки
В XVII в. территория расселения кереков простиралась от Анадырского лимана до устья Опуки. Они занимались охотой на морских млекопитающих и рыболовством. В XVIII веке, во время столкновений между чукчами и коряками, кереки тоже подверглись нападениям, поэтому их численность резко сократилась.

В XX в. жили в населённых пунктах Беринговского района Чукотского автономного округа и почти полностью смешались с чукчами.

Говорят кереки по-чукотски и по-русски. Но пассивно сохранился и керекский язык!
Коряки
Первые упоминания об этом народе встречаются в документах середины XVII в. По роду занятий и образу жизни коряки делятся на тундровых (занимаются разведением оленей) и береговых (занимаются морским рыбным промыслом).

Говорят в основном по-русски, но 1460 человек сохраняют корякский язык, письменность которого всё же основана на русском.
Ненцы
Предки ненцев в конце I тыс. до н.э. под натиском кочевников, гуннов и тюрок мигрировали на север из лесостепных областей Прииртышья и Притоболья. В дальнейшем часть ненцев ушла на запад до Белого моря, другая — до Енисея.

По другой теории, самодийская прародина ненцев находится в северных лесах и тундрах Приуралья и Зауралья, откуда предки ненцев, освоившие оленеводство, на рубеже I-II тыс. н.э. стали уходить на север и восток.

Ненцы круглогодично выпасают оленьи стада, кочуя в поисках кормовых пастбищ, и занимаются охотой, рыболовством. На полуострове Ямал кочуют тысячи ненецких оленеводов, владеющих 500 000 оленей.

Европейские ненцы проживают в Ненецком автономном округе, сибирские — в Ямало-Ненецком автономном округе и на Таймыре. Небольшие группы встречаются в Ханты-Мансийском автономном округе, в Мурманской и Архангельской областях, а также в Республике Коми.

Ненецкий язык делится на тундровый и лесной диалекты. В письменной форме существует только первый, у которого гораздо больше носителей.
Селькупы
Предки селькупов занимали восточную часть междуречья Оби и Енисея, смешиваясь с народами древнеугорского происхождения. С XVII в. они разделились на две территориальные группы — южную (нарымскую) и северную (тазовско-туруханскую).

Впервые селькупы упоминаются в источниках XVI века. В дорусский период у них были распространены укреплённые городки «коч», развито гончарное дело и ткачество. Главные отрасли хозяйства южных селькупов — охота и рыболовство, в качестве транспорта они использовали лошадей и собак. У северных селькупов до недавнего времени сохранялось кузнечество.

На сегодня целостность и культура селькупов — на грани исчезновения (в основном из-за территориального разобщения). В течение XX в. численность сократилась почти вдвое — до 3649 человек (по данным 2010 г.)
Ханты
Ханты делятся на три этнографические группы: северную, южную и восточную. Их предки пришли с юга в низовья Оби и заселили территории современного Ханты-Мансийского и южных районов Ямало-Ненецкого автономных округов, смешиваясь с племенами аборигенов.

Традиционные промыслы хантов — рыболовство, охота и оленеводство.

Хантыйский язык вместе с мансийским и венгерским составляют угорскую группу уральской языковой семьи.
Юкагиры
В VII тыс. лет до н. э. юкагиры жили на востоке от Енисея и в Саянах, охотились на дикого оленя и копытных животных, ловили рыбу и разводили собак.

В XVII—XIX вв. их численность сократилась из-за эпидемий и междоусобиц, а часть юкагиров слилась с якутами, эвенами, русскими, коряками и чукчами. Юкагиры как этнос сохранились лишь в бассейне Колымы.

На сегодня юкагирским языком в Якутии владеют 28% представителей этого народа.
Энцы
Предки энцев — северно-сибирские племена и самодийцы, пришедшие со среднего Енисея и из бассейна Томи. Сейчас представители этого народа проживают на восточном берегу нижнего течения Енисея и занимаются оленеводством.

Энецкий язык относится к самодийской группе уральских языков, подразделяется на два диалекта: тундровый и лесной. Почти все энцы, кроме родного языка, владеют русским, многие понимают речь долган, нганасан, эвенков. Согласно переписи 2002 г., энецким языком в России владели 116 человек.
Традиционное хозяйство на протяжении веков было основой быта коренных малочисленных народов. Но сегодня сохранение привычного образа жизни под угрозой. А причины вот в чём:

1. Навязанный когда-то переход к урбанизированному обществу изменил традиционный образ жизни и нарушил обособленность малочисленных народов.

2. Площадь оленьих пастбищ уменьшилась из-за активной добычи ископаемых ресурсов.
Легко ли быть коренным жителем Арктики
Наиболее уязвимы коренные народы, проживающие в небольших, изолированных сообществах с неразвитой инфраструктурой и слабой общественной системой здравоохранения. Уровень жизни в сельской местности и у народов, ведущих кочевой образ жизни, ниже среднероссийского.

Всё меньше представителей коренных народов знают язык предков. Практически исчезли языки нганасанов, российских эскимосов, эвенков, селькупов и саамов.
Несмотря на эти трудности, коренные народы Арктики стремятся сохранить свою идентичность. Они объединяются в ассоциации, профсоюзы, участвуют в конференциях, форумах и стажировках. С 1990 г. их интересы представляет Ассоциация коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, которая является постоянной участницей Арктического совета.