Пароход «Марина Раскова» был построен в США в 1919 году. Судно было поистине огромным по меркам того времени – 120 метров в длину, мощностью 2500 лошадиных сил, грузоподъемностью около 11 тысяч тонн. В 1943 году оно было передано американцами Советскому союзу и переименовано в честь легендарной боевой летчицы времен Великой Отечественной Марины Расковой.
8 августа 1944 года «Марина Раскова» вышла из Молотовска – современного Северодвинска – к Диксону. На борту находились 6600 тонн груза, 55 членов экипажа и 354 пассажира. Несмотря на то, что шла война, цели у судна были исключительно мирными – корабль должен был доставить на полярные станции продовольствие, топливо, материалы и рабочих-сменщиков вместе с их семьями – женами и детьми…
Пароход сопровождали три тральщика Т-114, 116 и 118. Тогда считалось, что немецкий подводный флот еще не дошел до северных морей, но, тем не менее, суда, сопровождавшие «Марину Раскову», были оснащены гидроакустическим оборудованием, противолодочным вооружением, которое должно было отреагировать на появление вражеской субмарины. Увы, расчеты оказались не верны. В Карском море тогда уже орудовала немецкая ударная группа «Грайф» – шесть подводных лодок, оснащенных самонаводящимися акустическими торпедами Т-5, которые в отличие от обычных, двигались бесшумно и почти бесследно, шли на шум винтов и взрывались, даже не касаясь цели – под действием магнитного поля корабля. К тому же стрелять этими торпедами можно было с расстояния в 25-30 кабельтовых, а наше оборудование могло улавливать приближение торпеды с расстояния вдвое меньше.
Утром 12 августа немецкие подлодки атаковали пароход с полярниками. Сильный удар сначала заставил думать экипаж, что судно попало на мину. Но уже вскоре стало понятно, что это не так. В правом борту зияла огромная пробоина, корабль стал стремительно уходить под воду. Больше 200 человек, из которых 136 – женщины и дети, посадили в шлюпки и переправили на один из тральщиков. Казалось, люди избежали страшной гибели. Но буквально через несколько секунд прогремел новый взрыв – торпеда попала в тральщик, и он вместе со всеми спасенными пошел ко дну. Не выжил никто…
Другому конвойному судну удалось уйти и увезти спасенных с «Марины Расковой» пассажиров и свою команду. Капитан тральщика вовремя осознал, что суда атаковали торпедами, и есть только один шанс спасти людей – поскорее покинуть место боя. На тральщике Т-116 смогли спастись 186 пассажиров парохода.
Десятки людей с «Марины Расковой» оставались на месте трагедии. В шлюпках, кунгасах, без воды и еды, в насквозь промокшей одежде, на холоде – шансов выжить у них практически не было. Тем не менее, благодаря героизму участников спасательной операции, чудом некоторых из них удалось спасти.
На помощь полярникам отправили корабли и самолеты. Но на беду погода резко испортилась, разыгрался шторм. Только 17 августа была обнаружена первая шлюпка с выжившими, 18-го числа из воды подняли вельбот, в котором находилось 25 человек. Люди были в ужасном состоянии – умирающие от жажды с распухшими ногами и окровавленными руками. Среди них был мужчина в военной форме, который не попросил даже воды… Другие спасенные потом рассказали морякам, что на его глазах погибли жена и маленькая дочь – их эвакуировали на тральщик за несколько секунд до страшного взрыва, который унес жизни всех, находившихся на борту. С тех пор он не произнес ни слова…
Настоящий подвиг совершил летчик Матвей Козлов, командир летающей лодки «Каталина». 23 августа он заметил первый кунгас и сумел вытащить всех выживших. В своем отчете он описал страшную картину, которая предстала перед его глазами: «Нашли там 14 человек живыми и более 25 трупов. Трупы лежали в два ряда на дне кунгаса, наполненного по колено водой. На трупах лежали и сидели оставшиеся в живых, из которых примерно шесть человек были способны с трудом передвигаться самостоятельно. По заявлению снятых людей и осмотру кунгаса было установлено, что пресной воды, а также каких-либо продуктов на кунгасе не было». На борт «Каталины» летчик поднял всех спасенных, но из-за перегрузки и шторма летающая лодка не могла взлететь. Тогда Козлов принял решение вести «Каталину» по воде – 12 часов он вел к берегу по бушующим волнам лодку со спасенными…
Еще один кунгас прибило к берегу острова Белый в конце августа. Живых в нем, увы, не было. Имена тех 20 погибших выяснить так и не удалось. Их похоронили там же, на острове.
Из 636 пассажиров и членов экипажей, бывших на «Марине Расковой» и торпедированных тральщиках, погиб 381 человек. Тела многих погибших так и не были найдены, их поглотило бескрайнее море.