новости

Итоги пленарной сессии Всероссийского форума «Арктика. Лёд тронулся»

В Архангельске прошло ключевое событие III Всероссийского форума «Арктика. Лёд тронулся», входящего в линейку платформы Росмолодежь.События – пленарная сессия на тему «Развитие опорных пунктов в Арктике: новые вызовы». В ней приняли участие Министр РФ по развитию Дальнего Востока и Арктики Алексей Чекунков и губернатор Архангельской области Александр Цыбульский.

Приветствие участникам молодёжного форума направил заместитель Председателя Правительства РФ – полномочный представитель Президента РФ в ДФО Юрий Трутнев, который отметил, что место проведения форума в этом году выбрано не случайно – с Архангельска началось освоение и исследование Арктики, город стал первым российским портом.

«Арктика имеет особое, стратегическое значение для нашей страны. Здесь реализуются крупнейшие инвестиционные проекты, строятся ледоколы и танкеры, развивается главная водная артерия России – Северный морской путь. Арктический шельф хранит в своих недрах большие запасы углеводородов, а бурные северные моря – ценные породы рыб и морепродуктов», – отметил Юрий Трутнев.

Министр РФ по развитию Дальнего Востока и Арктики Алексей Чекунков, приветствуя участников форума, отметил, что покорение, развитие, освоение и защита Севера для России всегда было важнейшей национальной миссией и делом молодых.

«Российский Север – это важнейший столп, можно сказать, фундамент нашей экономики. Половина мировой Арктики – это Российская Федерация. Здесь живет больше всего людей за полярным кругом и около полярного круга – 2,5 миллиона человек. Это особые люди. Сила, настойчивость, упорство, мудрость северян – культурный код, ген всей нашей страны», – сказал он.

Глава федерального ведомства подчеркнул, что Россия является безусловным мировым лидером в освоении Арктики, державой, которая первой освоила атомное судостроение, имеет единственный и крупнейший в мире атомный ледокольный флот.

«Дальнейшее развитие Арктики неразрывно связано с развитием Северного морского пути. Еще недавно это был экстремальный путь для смелых, который проходили считанные суда в год. Общий объем перевозок в 2012 году составлял всего один миллион тонн. В 2023 году по СМП прошло 36,5 млн тонн грузов – рост в 36 раз за 12 лет. Сегодня в Арктике реализуются инвестиционные проекты, которые заявляют потребность в вывозе более 100 млн тонн уже в ближайшую пятилетку. Таким образом, СМП становится глобальным транспортным маршрутом, – заявил Алексей Чекунков. Он также отметил, что для реализации всех намеченных планов необходимо «синхронно развивать береговую инфраструктуру, подъездные пути, портовые мощности, обеспечивать безопасность, навигацию, развивать космическую группировку, строить флот ледового класса».

«Мы обязаны жить умнее всех, производить самые высокотехнологичные товары, так как это делает, например, Севмаш. Чего бы мы ни коснулись – в Арктике мы должны быть первыми. И, я уверен, что, объединив усилия у нас это получится, – заключил глава Министерства по развитию Дальнего востока и Арктики.

Тему освоения Арктики в неразрывной связи с развитием Северного морского пути, участия в этой работе Архангельской области как ключевого региона в системе СМП продолжил губернатор Александр Цыбульский. С учётом системы северного завоза, транзитных потоков и прочих грузов Президент России Владимир Путин поставил задачу к 2026 году обеспечить провозную способность СМП на уровне 100 млн тонн и 200 млн тонн к 2030 году. План развития Севморпути при этом позволит создать всю необходимую инфраструктуру, включая проекты по развитию Архангельского транспортного узла и строительству глубоководного района порта Архангельск для увеличения возможностей перевалки груза.

Обращаясь к участникам форума, губернатор Архангельской области подчеркнул, что уже сейчас Артика становится местом мировой конкуренции в экономическом и социальном плане.

«Северный морской путь должен забрать на себя объем грузооборота даже значительно больший, чем обозначен в стратегических документах. Это значит, что арктические территории должны развиваться ускоренными темпами. Сегодня конкуренция в этом макрорегионе нарастает, и нельзя ни в коем случае потерять темп развития, сказал Александр Цыбульский. Конечно, основой развития Арктики является Севморпуть, потому что на нем будет завязано и освоение природных богатств, и обеспечение импорта и экспорта товаров. Но самое важное, на мой взгляд, – Северный морской путь должен стать важной транзитной артерией, а для этого надо ускоренно развивать нашу портовую инфраструктуру».

Советник руководителя Росмолодёжи Олег Макаров рассказал, как Федеральное агентство поддерживает экологические инициативы молодых людей: «Совместно со всероссийским движением «Экосистема» мы ведём активную работу по объединению разных молодёжных организаций. На сегодняшний день более 200 организаций вошли в состав движения, это более12 500 человек. Мы создали более 77 региональных отделений, в том числе в регионах арктической зоны, где сейчас реализуются экологические марафоны, субботники, программы просвещения и другие проекты. В 2024 году грантовая поддержка экологических инициатив уже составила 19 миллионов рублей».

В ходе деловой программы участники форума также примут участие в экспертных дискуссиях о развитии кадрового потенциала, туризма, эковолонтерства и повышении уровня жизни арктической зоны. Добровольцы форума посетят образовательные мероприятия, круглые столы и мастер-классы, а также предложат идеи по развитию арктических территорий.

Вместе с тем на форуме будет дан старт четвертому сезону уборки в рамках проекта «Чистая Арктика» – эстафету подхватят все регионы Арктической зоны РФ и муниципалитеты Архангельской области.