Участники собирают отходы, накопленные со времён активного освоения Арктики. У метеостанции, которая существует уже больше 120 лет, образовались тонны металлолома: бочки из-под извёстки, машинного масла и бензина. Есть и неожиданные находки: барокамера, траки от вездеходов, телескопические антенны и перо руля старого судна. Пластикового мусора на архипелаге практически нет — на площади 5 га собрали лишь 2−3 пакета. Всего к отправке на переработку подготовили 120 тонн металлолома: в основном это бочки, которые распилили, спрессовывали и сложили в мешки.
«Первым делом мы выбрали довольно обширное по местным меркам поле — ложбину между двумя возвышенностями. Ложбина оказалась заболоченной, и нам пришлось хорошенько поработать ломами, чтобы выдрать бочки и прочий мусор из топи», — делится один из волонтёров, автор «арктического дневника» экспедиции Владимир Привалов.
Сбор металлолома в суровых условиях — это не единственная трудность, с которой почти ежедневно сталкиваются волонтёры проекта. По словам руководителя экспедиции Артёма Смолокурова, находиться впятером вдали от цивилизации в течение двух месяцев довольно сложно психологически. Для такой экспедиции нужны люди, которые знают, что им предстоит, могут справиться со стрессом и найти общий язык с товарищами.
«Нам нужны люди, которые горят этим делом, разделяют принципы устойчивого развития и понимают, к чему приведёт их работа. За неделю нам прислали 130 заявок! После собеседований мы отобрали 5 человек, максимально мотивированных и готовых отправиться на 2 месяца в неизвестность — на остров в Северном Ледовитом океане, где никаких магазинов, развлечений и даже интернет тянет только мессенджеры», — отмечает Артём Смолокуров.
Другая особенность пребывания на архипелаге — высокая вероятность встречи с белым медведем. Для усиления безопасности команда разработала план: один волонтёр всегда остаётся дежурным, чтобы вовремя заметить зверя и предупредить остальных.
«Смех, юмор — отличное лекарство от страха. А потому медведей здесь называют „хомяками“», — объясняют волонтёры.
Сейчас волонтёры помогают в формировании дорожной карты и методики уборки для участников будущих экспедиций. Эта группа завершит работы на архипелаге до начала ноября. Крупный мусор — старые трактора, машины, металлоконструкции — останется на острове до прибытия специальной техники. Она появится там в следующем году.
В проекте «Чистая Арктика» приняли участие уже больше 2200 человек из разных регионов страны. Они собрали более 1400 тонн отходов. Работы прошли в Мурманской и Архангельской областях, в Якутии, в Ямало-Ненецком и Ненецком автономных округах, в Коми, Карелии и др.
Проект стартовал в конце июля. Тогда на заседании Общественной палаты РФ обсудили инициативу по очистке Арктики капитана ледокола «50 лет Победы» Дмитрия Лобусова и капитана ледокола, Героя Труда Российской Федерации Геннадия Антохина.Там же Всероссийская общественная организация «Зелёный патруль» предложила создать специальный фонд, сопредседателем которого стал глава Минприроды России Александр Козлов. Проект поддержали Росприроднадзор, «Молодёжка ОНФ», Всероссийский студенческий корпус спасателей, Ассоциация операторов отрасли обращения с отходами «Чистая страна», ГМК «Норильский никель», ОАО «РЖД», компания «Орион» и др.