новости

Для проведения научных исследований в Арктике построена современная ледостойкая самодвижущаяся платформа

Несколько лет назад последняя дрейфующая станция ушла из Арктики. Это было связано с изменениями климата – такая работа стала небезопасной. Как рассказал директор Арктического и антарктического научно-исследовательского института, доктор географических наук Александр Макаров, именно эта проблема подтолкнула российских ученых к поиску новых решений.

ЛСП «Северный полюс» – принципиально новая, модернизированная конструкция. Она сможет как вмораживаться в лед – и тогда лагерь будет развернут вокруг нее – так и в нужный момент продолжить работу на плаву. По словам ученого, будущее мировой арктической науки связано с возвращением к дрейфующим исследованиям в высоких широтах:


«Спутниковых данных для оценки состояния природной среды недостаточно, нужна информация insitu (на местах) о распределении водных масс, характеристиках льда, загрязнениях. Это возможно сделать только во время экспедиций. Наиболее точные данные можно получить, если разместить на дрейфующем льду станцию и отслеживать динамику льда вместе с метеорологическими и океанологическими показателями на протяжении минимум одного года».

Несмотря на небольшие размеры, 83 на 22 метра, платформа вместит в себя 16 лабораторий. На ней будут одновременно находиться 48 человек: 14 – судовая команда, 34 – экспедиционный состав. Специалисты разместятся в одноместных комфортабельных каютах, в их распоряжении будут спортзал и небольшой бассейн. Сейчас решается вопрос обеспечения качественным интернетом.

Обеспечение безопасности сотрудников – одна из первостепенных задач. Вокруг судна будет работать сигнализация, тепловизоры, чтобы предупредить визиты белых медведей – частых гостей у полярников.

Технические характеристики позволят платформе два года дрейфовать в Арктике, не заходя в порты. А общий срок службы платформы – 25 лет. Программа исследований будет максимально насыщенной: океанографические, геологические, биологические, гидрохимические, геофизические, космические и спутниковые. По словам Александра Макарова, множество иностранных коллег уже выразили желание принять участие в экспедициях. Первый рейс планируется осуществить в 2022 году.

Фото: Арктический и антарктический НИИ
Об Арктике