новости

Северный морской путь продолжит развиваться

Несмотря на приостановку работы международного Арктического совета Россия продолжит налаживать инфраструктуру морского пути по морям Северного Ледовитого океана. На специальном совещании по Арктике президент страны Владимир Путин поручил утвердить сводный план развития Севморпути до 2035 года. Его целью станет обеспечение безопасной перевозки грузов. Свои задачи в этой работе есть и у МЧС России.

Как рассказал в интервью "Российской газете" заместитель министра по чрезвычайным ситуациям Александр Бондар, в ближайшее время продолжится строительство сети арктических комплексных аварийно-спасательных центров. Сейчас действуют шесть от Архангельска до Якутска, еще четыре появятся в восточной части Севморпути: Сабетте, Диксоне, Тикси и Певеке. Эти центры будут усилены арктической авиационно-спасательной группировкой и оснащены техникой и аэродромной инфраструктурой. Авиагруппировка МЧС будет состоять из девяти вертолетов Ми-38 и четырех вертолетов Ми-8 в арктическом исполнении. Основные работы должны завершиться к 2026 году.

Не менее важный вопрос – кадровый. Профильную подготовку специалистов для работы на Крайнем Севере ведут Санкт-Петербургский университет государственной противопожарной службы и Арктический спасательный учебно-научный центр «Вытегра».

В ближайших планах МЧС России — проведение конференций на тему «Предотвращение чрезвычайных ситуаций в Арктике» и молодежный форум «Инновации и технологии в Арктике». В 2023 году состоятся межведомственные опытно-исследовательские учения «Безопасная Арктика — 2023», на которых специалисты самых различных организаций и органов власти наладят совместную работу по реагированию на чрезвычайные ситуации.

Приостановка Арктического совета прежде всего скажется на взаимодействии спасательных служб разных стран. Это особенно важно для обеспечения безопасности хозяйственной и исследовательской деятельности в таком большом и климатически сложном регионе. Александр Бондар отметил, что в части международного сотрудничества министерство продолжает быть открытым для зарубежных коллег, а перспективное развитие видится в работе с конструктивно настроенными государствами.

Северный морской путь долго оставался внутренним транспортным и торговым путем для России из-за сложности и сезонности его использования. С развитием технологий, появлением мощных автономных ледоколов, таянием ледников он стал интересен и для иностранных государств как более выгодный для связи Европы и Азии. Так, например, морской путь из европейского континента в Японию через Суэцкий канал в два раза длиннее, чем по Севморпути. Египет также взимает плату за проход через свой канал, нередко возникают большие очереди. К тому же в морях Северного Ледовитого океана не рискуют появиться пираты.