Как рассказал в интервью "Российской газете" заместитель министра по чрезвычайным ситуациям Александр Бондар, в ближайшее время продолжится строительство сети арктических комплексных аварийно-спасательных центров. Сейчас действуют шесть от Архангельска до Якутска, еще четыре появятся в восточной части Севморпути: Сабетте, Диксоне, Тикси и Певеке. Эти центры будут усилены арктической авиационно-спасательной группировкой и оснащены техникой и аэродромной инфраструктурой. Авиагруппировка МЧС будет состоять из девяти вертолетов Ми-38 и четырех вертолетов Ми-8 в арктическом исполнении. Основные работы должны завершиться к 2026 году.
Не менее важный вопрос – кадровый. Профильную подготовку специалистов для работы на Крайнем Севере ведут Санкт-Петербургский университет государственной противопожарной службы и Арктический спасательный учебно-научный центр «Вытегра».
В ближайших планах МЧС России — проведение конференций на тему «Предотвращение чрезвычайных ситуаций в Арктике» и молодежный форум «Инновации и технологии в Арктике». В 2023 году состоятся межведомственные опытно-исследовательские учения «Безопасная Арктика — 2023», на которых специалисты самых различных организаций и органов власти наладят совместную работу по реагированию на чрезвычайные ситуации.
Приостановка Арктического совета прежде всего скажется на взаимодействии спасательных служб разных стран. Это особенно важно для обеспечения безопасности хозяйственной и исследовательской деятельности в таком большом и климатически сложном регионе. Александр Бондар отметил, что в части международного сотрудничества министерство продолжает быть открытым для зарубежных коллег, а перспективное развитие видится в работе с конструктивно настроенными государствами.
Северный морской путь долго оставался внутренним транспортным и торговым путем для России из-за сложности и сезонности его использования. С развитием технологий, появлением мощных автономных ледоколов, таянием ледников он стал интересен и для иностранных государств как более выгодный для связи Европы и Азии. Так, например, морской путь из европейского континента в Японию через Суэцкий канал в два раза длиннее, чем по Севморпути. Египет также взимает плату за проход через свой канал, нередко возникают большие очереди. К тому же в морях Северного Ледовитого океана не рискуют появиться пираты.